http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/39.gif

Урок – путешествие

на тему: « Алфавит»

5 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с русской азбукой, её особенностями;
  • раскрывать своеобразие различных азбук;
  • прививать уважение к правильному использованию языка, начиная с алфавита;
  • воспитывать уважение к прошлому России.

Оборудование: учебник “Русский язык. 5 класс” под ред. Н Ф. Баландиной, орфографический , толковый, этимологический и др. словари (выставка), книга пожеланий и предложений, Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия: В 3 т. Т.1, компьютер.

Ход урока

( Слайд № 1)

Учитель: -Знания мы получаем каждый день. А как мы их приобретаем?

Учащиеся: - Через книги, телевизор, компьютер.

Учитель: - Верно. Но есть ещё один способ приобретения знаний – это путешествия. И сегодня мы совершим с вами путешествие в необычный удивительный музей. Но сначала скажите, какие музеи вам известны?

Учащиеся: - Исторические , археологические, изобразительных искусств, музей-квартира …

Учитель: - А может быть Музей Слов? Подумайте, где собраны слова?

Учащиеся: - В словарях.

Учитель: - Верно. В словаре. И я вас приглашаю, уважаемые посетители, войти в Музей Слова. Пройдём по комнатам. Перед вами Орфографический словарь (знакомство с орфографическим словарём). А какие ещё словари вы знаете?

Учащиеся: - толковый, словарь иностранных слов, этимологический словарь и др.( Слайд № 2)

Учитель: - Молодцы. А теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с экспонатами нашего Музея. Как они выстроены, из чего состоят? Но для того, чтобы нам попасть в Музей Слова, нужен пропускной билет. И этим пропуском будет отгадка к загадке, если, конечно, вы её отгадаете.

(Слайд № 3)

Буквы- значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё…

Учащиеся. – Алфавит.

Учитель: - Молодцы. Теперь мы можем войти в Музей Слов.

- Из букв, расположены слова по алфавиту.

Учитель: - А что такое буква?

1-й ученик. - БУКВА -1) это графический знак, входящий в азбуку. 2) перен. Прямой и строгий смысл чего-нибудь (следовать букве закона). (Слайд № 4)

- А задумывались ли вы когда-нибудь, почему именно так пишутся буквы? Всегда ли они были такими? Для ответа на этот вопрос я предлагаю вам посетить историческую комнату.

-Буквы, как и всякое явление жизни, на месте не стояли, а, конечно же, развивались и видоизменялись. И современный облик, одежду они приобрели не сразу.

Сейчас нам трудно представить те отдалённые времена, когда люди вообще не умели писать. Сегодня наш день начинается с общения, человек рядом – мы говорим с ним, нет его – звоним или пишем письмо. Почему мы пишем именно такими буквами? Вопрос сложный, и ответ на него уходит корнями в прошлое. (Работа с энциклопедией)

В древние далёкие времена люди обменивались посланиями с помощью предметного письма. Пройдёт немного времени, и появятся пиктографические изображения (рисуночное письмо). Но они не давали людям точно и ясно излагать свои мысли, при их “прочтении” возможны были искажения смысла. Позже буквы принимают вид, который они имели в греческом алфавите. Немного времени спустя буквы примерили одежду из старославянского гардероба. Ну и в финале - современные костюмы и платья букв, которые знакомы каждому.

-Итак. Уважаемые посетители, мы совершили небольшой экскурс в историю. Нередко в ходе рассказа мною было употреблено слово “алфавит”. А что это такое?

- Работа с учебником на стр. 31(Теория Б)

2-й ученик АЛФАВИТ

  • совокупность букв или других знаков данной системы письма (русский алфавит)
  • порядок букв, принятый в азбуке (писать фамилии по алфавиту)
  • указать перечень чего-нибудь по порядку, принятому в азбуке (алфавит собственных имён в приложении к книге)

(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова) (Слайд №5).

1-й ученик. Слово “алфавит” происходит от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Ведут они своё происхождение от слов “алеф” (бык) и “бет” (дом). Первая до сих пор похожа на изображение головы быка, только рога опущены вниз. Вторая, правда, претерпела значительные изменения, и теперь вряд ли кто угадывает в ней рисунок дома.

Учитель: - Спасибо, ребята. Со словом “алфавит” созвучно другое – “азбука”. Оно тоже имеет свою историю: а-аз, б-буки.

- Работа с учебником на стр. 32 (Рубрика » Знаете ли вы?)

-А где же истоки нашей письменности?

- Работа с учебником на стр. 32 (Рубрика « Знаете ли вы?» - продолжение).

1-й учащийся: - Начало нашей письменности связано с деятельностью первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Азбука составлялась на основе греческого алфавита (из 43 букв – 24 греческие) и получила название кириллицы. ( Слайд № 6)

2-й учащийся: - Первые книги на Руси писались на пергаменте – специально выделанной коже, чаще всего телячьей. Их создавали искусные писцы в монастырях. Пергаментные книги были очень дороги, и всё же их заказывали и покупали. На Руси и в древности хорошо понимали пользу “учения книжного”. Для обучения грамоте использовались те же книги, по которым велось богослужение. В произведениях того времени книги называют источником мудрости, сравнивают с глубиной морской, откуда выносят драгоценный жемчуг, а ум, чуждый книжного учения, уподобляют птице, лишённой крыльев. Эти книги были плодами огромного труда, и мы вправе назвать их произведениями искусства.

Учитель: - Да, ребята, странной, почти магической властью обладают над нами слова, написанные столетиями назад. У кого только не вызовет трепета старинная рукопись, написанная на пергаменте или желтоватой бумаге с каплями воска в толстом кожаном переплёте с медными застёжками по краям? Может быть, их магия в том, что они позволяют проникнуть в далёкое прошлое, ощутить дух и разум наших предков?

Учитель. – С материалом какого раздела о языке мы сейчас работаем?

Ученики. - Графикой

Учитель. – А что такое графика?

Ученики. – Раздел науки о языке, изучающий обозначение буквами звуков речи на письме.

Учитель. - Ребята, понятно вам значение слова “начертание”? Давным-давно буквы называли “черты” и “резы”. Их чертили очень тщательно, выводя каждый элемент, все буквы были прямыми, и никаких наклонов не было. Раньше при письме между словами не делали пропусков, всё писали сплошным текстом. Нередко один текст писался год, а то и больше.

1-й учащийся: - Поистине грандиозным поворотом в развитии письменной культуры стало появление на Руси книгопечатания в ХVI веке. Первая книга была напечатана Иваном Фёдоровым.

Учитель: - Когда вы впервые узнали буквы? (И это было на украинском языке). Вы знали алфавит? Давайте проверим украинский алфавит (по цепочке).

-Хорошо, украинский алфавит вы знаете, а теперь откройте учебник на стр. 31 , и познакомимся с русским алфавитом.

Учитель. - Сколько букв в украинском алфавите? ( Слайд № 7)

Учитель. - Сколь букв в русском алфавите?

Ученики. – 33 буквы. ( Слайд № 8)

Учитель. - А кто из вас мне может ответить, в чем особенность русского алфавита?

Учащиеся: - Согласных больше, чем гласных, Ь и Ъ не обозначают звуков.

Учитель: - Молодцы. А когда же мы в повседневной жизни пользуемся современным алфавитом? ( Слайд № 9)

Учащиеся: - Когда пользуемся словарём, телефонным справочником, библиотекой и т.д.

Учитель: - Воспользуемся им и мы: попробуйте написать имена своих друзей в алфавитном порядке (учащиеся зачитывают свои работы).

А задумывались ли вы над тем, что буквы могут передавать не только чувства, ощущения, но и ассоциироваться с каким-либо цветом. У вас возникали такие ассоциации? Почему? (ребята делятся своими ощущениями и ассоциациями)

Учитель: - Пройдём в следующую комнату, комнату Улыбки. Буквы – народ очень дружелюбный и весёлый. Нередко люди составляют из них слова и предложения, и получаются интересные тексты. Один из таких текстов мы и попробуем составить. Я покажу вам пример, и вы сразу поймёте, что именно от вас требуется:

· Аист Был Выше Гуся.

-В чём особенность этих предложений? (Слайд № 10)

Учащиеся: - Слова в них расположены по алфавиту.

Учитель: - Верно. Теперь и вы попробуйте составить подобные предложения. Самые лучшие из них мы оставим хозяевам Музея в память о нашем посещении. Время пошло, приступайте к работе ( после учащиеся зачитывают свои предложения). Приложение.

Учитель: - Уважаемые посетители, нам необходимо заглянуть ещё в одну комнату – комнату, где хозяйничают Буквы и Звуки. Они живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимого. Он как бы надевает одежду на звуки в виде значков-букв. Буквы – это одежда для звуков, но сшита она не для всех. Какие буквы не обозначают звуков?

Учащиеся: - Ъ и Ь. ( Слайд № 11)

Учитель: - Да. Есть звуки гласные и согласные. Как вы думаете, кому из них живётся легче?

Учащиеся: - Гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград.

Учитель: - Хорошо. Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая запишет все гласные буквы, а вторая – все согласные. Какие буквы не войдут ни в ту, ни в другую группу?

Учащиеся: - Ъ и Ь.

(учащиеся выполняют задание)

Учитель: И, наконец, мы посетим последнюю таинственную комнату, в которой вначале урока исчезло шесть букв. Может нам удастся их вернуть на место?

- Перепишите стихотворение. (Слайд № 12)

…, Бэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, Жэ, Зэ -

Прикатили на еже.

Й, Ка, эМ, эН,О

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, У, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

- Ответьте на вопрос « Какие буквы пропали?». Составьте из них слово.

Ученики. – Алфавит.

Учитель: ( Стратегия « Свободное письмо») - Ну что ж, уважаемые посетители, наша экскурсия подошла к концу. Когда выходят из музея, то пишут о своих впечатлениях в книгу пожеланий и предложений. Давайте и мы не будем отступать от этой традиции. Сегодня вы познакомились с историей букв. С какими словами вы бы обратились к буквам? А может быть, к какой-то конкретной букве? Например, буква “А”, я очень рад был познакомиться с тобой, потому что…

(учащиеся делают свои записи в книгу пожеланий)

- Спасибо вам, уважаемые посетители, за ваши отзывы. До новых встреч. И не забывайте о том, буквы – ваши лучшие друзья и помощники в общении. Желаю успеха а изучении русского языка! ( Слайд № 13)

Домашнее задание

Задание для всех

Выучить азбуку.

Высокий уровень, достаточный уровень

Выполнить кратковременный проект. В течение 10 дней составить книжку об азбуке.

1-ая группа (высокий уровень):

- сообщение о создателях азбуки;

- старый и новый алфавит;

- стихи об азбуке.

2-ая группа (достаточный уровень):

- загадки об азбуке;

- иллюстрации.

Средний уровень

Выполнить упражнение № 59.

Приложение

Задание на уроке

- На Огороде Посадили Репу, Свеклу. ( н, о, п, р, с)

- Зайцы И Кролики Любят Морковь. ( з, и, к, л. м)

- Ёжик Живёт Здесь.(ё, ж. з)

- Оля Пухальская Решила Стать Телеведущей. ( о. п. р.с. т)

- Лошадям Много Надо Овса. ( л, м, н. о)

Домашнее задание

Проект к уроку. Составление книжечки « Весёлая азбука»

Весёлая азбука

І раздел

« Создатели азбуки»

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

ИСТОКИ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):


АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

греческие
Aa
Bb
Gg
Dd
Ee
Kk
Ll
Mm

славянские
Аа
Вв
Гг
Дд
Ее
Кк
Лл

ІІІ раздел

Весёлая страница

Стихи об азбуке

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу.
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Сергей Михалков

Азбука в стихах

Аист щи с утра варил,
Белку в помощь пригласил.

Воду лили в казанок,
Гриб бросали в кипяток.

Дров привёз друзьям Бобёр
Ель, берёзу, осокорь.

Ёж принёс листочек мяты,
Жук - петрушки ароматной.

Зайчик что? Кочан капусты!
Иволга - сметаны вкусной.

Йогурт сделала Коза,
Кашу - рыжая Лиса.

Лук, морковь принёс Мышонок,
Масло взбил им Кукушонок.

Носорог прислал приправу.
Окунь пробу снял на славу.

Петушок сзывал гостей.
Рыбок, птичек, всех зверей!

Стол накрыт, дымятся щи…
Тигра, правда, не ищи!

Утконос пришёл и Утка,
Филин, Суслик и Мишутка.

Хомячок здесь, Барсучонок,
Цапля, Крот и Лягушонок…

Черепаха угощает,
Шершень щи всё выхваляет.

Щука Шершня поддержала:
- Ъ!
Ы!
Ь!
Эхо лесом побежало.

Юлой эхо закружило…
Язык Щука проглотила.

К щам принято подавать
гречневую кашу

Песенка-азбука

Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж


Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О


Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X


Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -


Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Использование Интернет-ресурсов

Над созданием книги работали ученики 5 класса:

Ю. Орленко, М. Чабаненко, И. Сипливый, Е. Шмигаль, Е. Кравченко.

Кiлькiсть переглядiв: 554

Коментарi

  • PhilipVow

    2017-12-03 07:49:06

    ome people, especially those running on busy daily schedules tend to use the pills to help maintain weight since they can not afford to follow all the diet programs. This is not advised. It is recommended that one seek advice from a professional in this field before using the pills. This can save one from many dangers associated with the misuse. The diet pills should always be taken whole. Some people tend to divide the pills to serve a longer period of time. This is not advised and can lead to ineffectiveness...

  • engladmuh

    2017-09-07 14:57:42

    Давно искал эту инфу[url=http://usaeducation.ru/];)[/url]...

  • topdmsmuh

    2017-07-11 16:46:01

    Я думаю можно было как то проще решить это[url=http://engleza.md/courses/top-english-school-of-today],[/url]...

  • JoseSymn

    2015-10-31 01:44:42

    Echocardiogrammost important test in confirming diagnosis a.If reversed the force in Fig.These abandoned inmates found a champion in Marjory Warren a Londoner who trained at the Royal Free Hospital School of Medicine and became Deputy Medical Director of the West Middlesex County Hospital inProtective efcacy of in vitro synthesized specic mRNA vaccines against inuenza A virus infection. [url=http://buydoxycycline100mgonlinerx.com]is 2 yr old doxycycline safe to take ?[/url] Cancer chemotherapy had a curious beginning...