http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/39.gif

Урок–практикум

по русскому языку на тему:

«Полные и краткие причастия.

Роль причастий в речи»

(Встреча с осенью)

8 класс

Тема грамматическая. Полные и краткие причастия. Роль причастий в речи

Тема речевая. Встреча с осенью.

Цель урока: развивать умение использовать причастия в собственных высказываниях, умение слушать и понимать русскую речь, говорить и читать по- русски; формировать элементарные навыки правописания; через художественное слово, живопись, музыкальное произведение воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер; репродукции картин В. Поленова, И. Шишкина, И. Левитана; музыка П. Чайковского (пьеса »Осенняя песня», «Октябрь» из фортепианного цикла «Времена года»).

Чёткость слога у Чехова и динамизм рассказов

А. Толстого – это заслуга глагольных слов, точно

и верно отражающих потребности мысли и речи.

В.Колесов

Ход урока

І. Оргмомент

ІІ.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся

1. Речевая разминка « Поэтические этюды»

(На фоне музыки П.И.Чайковского)

Слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с удивительным феноменом грамматики –причастием, а также поговорим об одном из прекраснейших времён года – осени.

- Выразительное чтение стихотворения учеником из учебника на стр. 74.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь.

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Именно такой видит осень Фёдор Тютчев. Многие художники слова описывают это время года по-своему.

Задание. Восстановите порядок строчек в следующем стихотворении.( Слайд)

Приятна мне твоя прощальная краса –

Унылая пора! Очей очарованье!

В багрец и золото одетые леса.

Люблю я пышное природы увяданье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И отдалённые седой зимы угрозы.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

- Выразительное чтение стихотворения. ( Слайд « Проверяю себя»)

2.Говорение

Задание. Отвечая на вопросы, используйте, по возможности, причастия.

- Каким настроением проникнуты эти поэтические строки?

- А какая бывает осень? (Ранняя, настоящая; поздняя, уходящая)

- Какой вы представляете приходящую осень? ( Пышно убранной, богатой красками, урожаем, радостной)

- А позднюю, уходящую?

- Какое стихотворение вы выучили об осени?

- Почему выбрали именно это стихотворение?

3.Актуализация опорных знаний

- Найдите в этом стихотворении имена прилагательные, назовите их.

( Работа над текстом стихотворения, записанным на слайде)

- Определите, есть ли в стихотворении причастия. Какую роль играют прилагательные и причастия в речи?

- А что же называется причастием? Признаками каких частей речи обладает причастие?

- Определите, есть ли при причастии зависимые слова? Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

ІІІ.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение нового материала.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с полной и краткой формой страдательных причастий. ( Запись темы урока в тетради)

- Какая часть речи, уже знакомая вам, имеет полную и краткую формы ?

- На какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме?

В русском языке страдательные причастия могут иметь краткую и полную формы, как и качественные имена прилагательные.

1.Работа с учебником - стр. 74.

1).Чтение теоретического материала.

2. Беседа по вопросам:

- Как изменяются краткие страдательные причастия?

- Сколько букв н пишется в кратких причастиях в отличие от полных?

2. Работа с текстом « Прощание с летом»

Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом. Доносится аромат первой опавшей листвы.

Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоенная ароматом увядающей травы, плывёт серебристо-сизая паутина. Остро чувствуется, как все обласкано нежным прощальным теплом солнца: каждый песчаный пригорок, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, березовый лист, тронутый первой позолотой.

Каждый человек встречает осень по-своему.

1.Выразительное чтение текста учителем.

2. Чтение текста учениками.

3. Беседа по тексту.

- К какому стилю речи и типу речи вы отнесёте этот текст?( Выбрать ответ)

- Разговорный стиль;

- научный стиль;

- художественный стиль;

- описание;

- рассуждение;

- повествование.

- О чём этот текст? Определите тему.

- А как бы вы озаглавили этот текст?

3. Орфографический анализ текста.

- Объяснить правописания выделенных слов.

- Найдите в тексте причастия. Назовите их. Определите: действительные они или страдательные. От страдательных причастий образуйте краткую форму и запишите.

Учитель. За летом наступила осень. Не зря говорят, что осень - это праздник природы, на котором все сверкает и танцует. Часто и поэты и художники называют осень «золотой», почему? (осень самое яркое время года)

4.Работа над картинами .

Учитель. Давайте рассмотрим картины художников-пейзажистов И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень»

- Кого мы называем пейзажистами?

( Обращаю внимание учащихся на слайды с « Осенней галереи»)

-Какие цвета используют художники в осенних пейзажах? (желтые, оранжевые, красные, коричневые)

-Как вы думаете, они тихие или звонкие? (звонкие)

-Правильно звонкие, и поэтому они придают картинам радостное, праздничное настроение солнечного дня.

Посмотрите на картины Поленова и Левитана и сравните их.

-Чем похожи эти осенние пейзажи? ( цветовая гамма, настроение)

-А чем отличаются? (композицией)

- А осень всегда «золотая»?

(Предлагаются для сравнения работы детей, на которых изображена поздняя осень).

-Какие преобладают краски в этих работах? (мрачные, серые, тяжелые)

- Какая осень изображена на картине И.Левитана – ранняя или поздняя?

-Какие на этой картине преобладают краски?

Учитель. Есть две осени. Одна – радостная, яркая, богатая урожаем. А другая – с тихим плачем мелкого дождя, поникшей спадающей листвой. Этот период года зовут поздней осенью. Каждый осень понимает по-своему.

(Ответы учеников)

5. Коммуникативно-ситуативное упражнение.

- Поделись чувствами, которые испытываешь, когда наступает пора прощания с летом.

6. Творческое задание

- (Для одарённых детей)

- Продолжить текст « Прощание с летом», рассказать о том, какие чувства вызывает осень у тебя.

- Использовать причастие и причастные обороты.

- (Для всех учеников)

- Составить « Осеннее пожелание» своему другу, родным, начиная со слов: « Я желаю тебе…» Используя, по возможности, причастия.

- Чтение учащимися творческих работ.

- Чтение учителем « Осеннего пожелания» своим ученикам.

«ОСЕННЕЕ ПОЖЕЛАНИЕ» МОИМ УЧЕНИКАМ

Я желаю вам научиться слушать тихую осеннюю песню, когда природа начинает приобретать спокойствие, умиротворение, а также, чтобы ваши сердца всегда были наполнены осенней щедростью и добротой…

ІV. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о страдательных причастиях?

- Как изменяются причастия в краткой форме?

- Сколько букв н пишется в кратких причастиях?

- Вспомните и запишите фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь.

V. Домашнее задание

1. Урок 21. Написать мини-сочинение «Осень за моим окном» с использованием причастий. ( Высокий и средний уровни)

2. Урок 21 , упр. 181. (Достаточный и низкий уровни)

Приложение к занятию:
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Золотая осень

1893. Холст, масло. 77 х 124. Государственный мемориальный историко-художественный
и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень», «Осень на Оке близ Тарусы». «Золотая осень» Поленова - символ русской природы. Поленов сумел передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.


Левитан Исаак Ильич(1861-1900) Октябрь (Осень)
1891. Холст, масло. 95 x 136. Самарский художественный музей
«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. !
К. Паустовский. Исаак Левитан (фрагмент рассказа)



Левитан, Золотая осень, живопись, холст, масло.

Приложение

Презентация в программе Microsoft PowerPoint

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Репродукция картин Левитана И.И. «Октябрь (Осень)», «Золотая осень».

2. Репродукция картины Поленова В.Д. «Золотая осень»

3. Чайковский П. И. «Октябрь. Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).

4. http//www.wikipedia.ru

Кiлькiсть переглядiв: 859

Коментарi

  • Hoaskprak

    2017-05-03 09:54:19

    http://forum24online.men/index.php?topic=14...

  • undishhed

    2017-01-31 18:57:03

    http://shared.bluecentral.com/UserProfile/tabid/61/UserID/36907/Default.aspx...