http://klub-drug.ru/wp-content/uploads/2011/04/39.gifМастер-класс:

" Стилистический анализ текста публицистического стиля"

Цель: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; вырабатывать умение находить описание процессов труда, поступков человека, определять их роль в тексте; воспитывать уважение к нелёгкому труду хлебопашца.

Оборудование: учебные тексты, таблицы, схемы, интерактивная доска.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Минутка вхождения в урок

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: ( Что именно?) и обнять друга, и помочь товарищу, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших товарищей, которые будут вам добрыми помощниками.

Послушайте текст

Чтение текста учителем

Будучи главными злаками, пшеница, рожь или кукуруза имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.

Тема: « Стилистический анализ текста публицистического стиля»

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь...

В. А. Сухомлинский

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний. Беседа

- Обратите внимание, что слово стиль произошло от греческого (СлайдN9)

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд №10).

Слово учителя

Речь сопровождает человека всюду, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер жизни и деятельности людей:

а) быт;

б) наука и техника;

в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми);

г) политика и общественные отношения;

д) искусство.

В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.

- Какие стили речи вам известны?

(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)

Групповая работа

Прочитайте тексты, определите стиль речи

1-я группа - научный стиль

2-я группа - разговорный стиль

3-я группа - художественный стиль

Слово учителя

-На месте пропусков допишите слова...(Слайд №11)

- Определите к какому стилю относятся эти предложения?

(Официально-деловому стилю)

- О каком стиле мы еще не упоминали?

( Публицистическом)

- Что вы знаете о публицистическом стиле речи?

- Сфера употребления? (В газетах, журналах)

- Каково его назначение? (Воздействие на читателя..)

- Где используется публицистический стиль?

- Давайте вспомним жанры публицистического стиля? ( Заметка, репортаж, отзыв, рецензия, интервью)

Слово учителя

— Сегодня мы познакомимся с одним из газетных жанров — очерком, понаблюдаем над его композиционными и стилистическими особенностями.

Чтобы справиться с заданием, необходимо понять, какое назначение имеет очерк как особый газетный жанр, в чём его особенности.

Чтение текста учащимися ( Тексты розданы учащимся)

КУСОК ХЛЕБА

На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз — кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди...

Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком — й полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно — удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.

Грех!.. Грех-то какой!.. Большой грех! — раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.

Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:

Пусть хоть птички поклюют!

Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда...

Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! (273 сл.) (А. Нуйкин)

Беседа по содержанию и композиции текста

- Какие особенности текста позволяют говорить о том, что это

очерк?

( Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов, общее изложение вопроса)

- Какого?

(О хлебе) - Как описывает автор хлеб? В начале очерка автор даёт подробное и очень выразительное описание «простого» куска хлеба («аппетитная корочка», «румяный нежный излом», «хлеб дышит ароматом печи»).

- Кому противопоставлено это описание?

Это описание как бы противопоставлено отношению к хлебу людей, проходивших мимо.

- Какая одна деталь указывается при описании людей?

При их описании указывается одна деталь — обувь. Избранный художе­ственный приём (метонимия) позволяет создать самые разные образы и показать главное — люди равнодушно шли мимо, не замечая хлеба.

- Особую роль здесь играют глаголы и глагольные формы. Назовите их.

«... появились пыльные сапоги», «перешагнули туфельки», «чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки», «начищенный ботинок поддел хлеб носком...»

- Кто описан в тексте более подробно. Почему?

Не случайно владелец ботинок описан более подробно («мальчишка, плотный, в спортивной курточке»). Ему бы ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.

- На ком сосредоточил главное внимание автор в тексте?

Главное внимание автор сосредотачивает на описании старика.

- Как он его описывает?

(«дряхлый, морщинистый, продубленный солнцем и годами»). Он не может равнодушно пройти мимо хлеба («Пусть хоть птички поклюют!»).

- Нарисовать образ старого, много видевшего человека автору снова помогают глаголы и уточняющие их наречия: Какие?

«поглядел налево, поглядел направо», «мелкими шажками засеменил (пошёл, быстро перебирая ногами) на середину дороги», «нагнулся, кряхтя {кряхтеть — издавать глухие звуки, стоны от физического напряжения), поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс», «положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался».

- Как вы думаете, кем был старик?

Старик — простой русский человек (возможно, крестьянин)

- Какую лексику использует автор, рассказывая о нём и о его размышлениях?

автор широко использует разговорную и просторечную лексику: «не видать ли где машины», «подсыпала отрубей», «дотянуть до следующего урожая», «восемь ртов и две рабочие руки».

Автор только размышляет, предполагает, о чём мог вспомнить старик. И не случайно в этой части очерка используются вводные выражения со значением предположительности, возможности: «Может быть, вспомнил своё голодное детство...».

- Но уже уверенность и убеждённость звучат в заключительном абзаце, выражая основную мысль всего очерка: Зачитайте

«Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит этот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!»

Для усиления воздействующей силы отрывка автор разрывает части последнего предложения, делая их самостоятельными. Подобный приём часто встречается в публицистическом стиле речи.

Широкое использование в очерке восклицательных предложений — также характерная особенность публицистического текста.

- Какая основная мысль выдвигается, доказывается автором?

- Как ещё можно было бы озаглавить очерк?

- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название?

Ассоциативная цепочка

- Запишите слова, которые чаще всего звучали на уроке.

- Какая речевая тема урока?

(« Хлеб всему голова»)

Напишите очерк на тему: « Хлеб...». Каждый озаглавливает и доказывает, что это очерк.

Слово учителя

Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. И так как мы сегодня говорили о хлебе, о доброте, то я хотела бы вам сегодня раздать зёрнышки пшеницы из мешочка благополучия, так как у славян зёрна пшеницы символизировали богатство и жизнь. Мешочек передаю вашей учительнице, которая будет сеять у ваших душах это плодородное зерно, из которого прорастут ростки доброго, светлого, мудрого.

Рефлексия

- Сегодня я узнал -

- Было интересно -

- Я этого не знал -

- Я молодец, потому что -

Домашнее задание

- Составить план к тексту « Кусок хлеба»

- Написать очерк на тему: « Хлеб всему голова»

Оценивание (аргументация оценок)

Обращение к эпиграфу урока

И я хочу обратиться к эпиграфу урока: « Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...» Так писал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, которому в этом году исполнилось бы 95 лет со дня рождения.

Учитесь делать добрые дела своими руками, потому что каждый человек кузнец своего счастья.И вам, ребята, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забыла о своём волнении, и на уроке мне было с вами очень интересно.

Кiлькiсть переглядiв: 1149

Коментарi