Минутка вхождения в урок
Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек- нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: ( Что именно?) и обнять друга, и помочь товарищу, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших товарищей, которые будут вам добрыми помощниками.
Послушайте текст
Чтение текста учителем
Будучи главными злаками, пшеница, рожь или кукуруза имеют общечеловеческий символизм земледелия, природного плодородия и урожая. Поскольку пшеницу сеют, выращивают, а затем жнут, она может означать цикл рождения, жизни и смерти, а также возрождения.
Тема: « Стилистический анализ текста публицистического стиля»
Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь...
В. А. Сухомлинский
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний. Беседа
- Обратите внимание, что слово стиль произошло от греческого (СлайдN9)
Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. (Слайд №10).
Слово учителя
Речь сопровождает человека всюду, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер жизни и деятельности людей:
а) быт;
б) наука и техника;
в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми);
г) политика и общественные отношения;
д) искусство.
В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.
- Какие стили речи вам известны?
(Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный)
Групповая работа
Прочитайте тексты, определите стиль речи
1-я группа - научный стиль
2-я группа - разговорный стиль
3-я группа - художественный стиль
Слово учителя
-На месте пропусков допишите слова...(Слайд №11)
- Определите к какому стилю относятся эти предложения?
(Официально-деловому стилю)
- О каком стиле мы еще не упоминали?
( Публицистическом)
- Что вы знаете о публицистическом стиле речи?
- Сфера употребления? (В газетах, журналах)
- Каково его назначение? (Воздействие на читателя..)
- Где используется публицистический стиль?
- Давайте вспомним жанры публицистического стиля? ( Заметка, репортаж, отзыв, рецензия, интервью)
Слово учителя
— Сегодня мы познакомимся с одним из газетных жанров — очерком, понаблюдаем над его композиционными и стилистическими особенностями.
Чтобы справиться с заданием, необходимо понять, какое назначение имеет очерк как особый газетный жанр, в чём его особенности.
Чтение текста учащимися ( Тексты розданы учащимся)
КУСОК ХЛЕБА
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз — кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди...
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком — й полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно — удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
Грех!.. Грех-то какой!.. Большой грех! — раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.
Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:
Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда...
Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! (273 сл.) (А. Нуйкин)
Беседа по содержанию и композиции текста
- Какие особенности текста позволяют говорить о том, что это
( Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов, общее изложение вопроса)
- Какого?
(О хлебе) - Как описывает автор хлеб? В начале очерка автор даёт подробное и очень выразительное описание «простого» куска хлеба («аппетитная корочка», «румяный нежный излом», «хлеб дышит ароматом печи»).
- Кому противопоставлено это описание?
Это описание как бы противопоставлено отношению к хлебу людей, проходивших мимо.
- Какая одна деталь указывается при описании людей?
При их описании указывается одна деталь — обувь. Избранный художественный приём (метонимия) позволяет создать самые разные образы и показать главное — люди равнодушно шли мимо, не замечая хлеба.
- Особую роль здесь играют глаголы и глагольные формы. Назовите их.
«... появились пыльные сапоги», «перешагнули туфельки», «чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки», «начищенный ботинок поддел хлеб носком...»
- Кто описан в тексте более подробно. Почему?
Не случайно владелец ботинок описан более подробно («мальчишка, плотный, в спортивной курточке»). Ему бы ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.
- На ком сосредоточил главное внимание автор в тексте?
Главное внимание автор сосредотачивает на описании старика.
- Как он его описывает?
(«дряхлый, морщинистый, продубленный солнцем и годами»). Он не может равнодушно пройти мимо хлеба («Пусть хоть птички поклюют!»).
- Нарисовать образ старого, много видевшего человека автору снова помогают глаголы и уточняющие их наречия: Какие?
«поглядел налево, поглядел направо», «мелкими шажками засеменил (пошёл, быстро перебирая ногами) на середину дороги», «нагнулся, кряхтя {кряхтеть — издавать глухие звуки, стоны от физического напряжения), поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс», «положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался».
- Как вы думаете, кем был старик?
Старик — простой русский человек (возможно, крестьянин)
- Какую лексику использует автор, рассказывая о нём и о его размышлениях?
автор широко использует разговорную и просторечную лексику: «не видать ли где машины», «подсыпала отрубей», «дотянуть до следующего урожая», «восемь ртов и две рабочие руки».
Автор только размышляет, предполагает, о чём мог вспомнить старик. И не случайно в этой части очерка используются вводные выражения со значением предположительности, возможности: «Может быть, вспомнил своё голодное детство...».
- Но уже уверенность и убеждённость звучат в заключительном абзаце, выражая основную мысль всего очерка: Зачитайте
«Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит этот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!»
Для усиления воздействующей силы отрывка автор разрывает части последнего предложения, делая их самостоятельными. Подобный приём часто встречается в публицистическом стиле речи.
Широкое использование в очерке восклицательных предложений — также характерная особенность публицистического текста.
- Какая основная мысль выдвигается, доказывается автором?
- Как ещё можно было бы озаглавить очерк?
- Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название?
Ассоциативная цепочка
- Запишите слова, которые чаще всего звучали на уроке.
- Какая речевая тема урока?
(« Хлеб всему голова»)
Напишите очерк на тему: « Хлеб...». Каждый озаглавливает и доказывает, что это очерк.
Слово учителя
Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. И так как мы сегодня говорили о хлебе, о доброте, то я хотела бы вам сегодня раздать зёрнышки пшеницы из мешочка благополучия, так как у славян зёрна пшеницы символизировали богатство и жизнь. Мешочек передаю вашей учительнице, которая будет сеять у ваших душах это плодородное зерно, из которого прорастут ростки доброго, светлого, мудрого.
Рефлексия
- Сегодня я узнал -
- Было интересно -
- Я этого не знал -
- Я молодец, потому что -
Домашнее задание
- Составить план к тексту « Кусок хлеба»
- Написать очерк на тему: « Хлеб всему голова»
Оценивание (аргументация оценок)
Обращение к эпиграфу урока
И я хочу обратиться к эпиграфу урока: « Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...» Так писал великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, которому в этом году исполнилось бы 95 лет со дня рождения.
Учитесь делать добрые дела своими руками, потому что каждый человек кузнец своего счастья.И вам, ребята, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забыла о своём волнении, и на уроке мне было с вами очень интересно.